Как следует отмечать 8 марта в 2018 году?

Как следует отмечать 8 марта в 2018 году?

История праздничка 8 марта

Версий происхождения праздничка несколько, но есть одна официальная – это Денек солидарности трудящихся дам. За сей день мы должны быть признательными суфражисткам, которые провели марш «пустых кастрюль» 8 марта 1857 года в Нью-Йорке. Тогда дамы, работающие на текстильной фабрике, прошлись по улицам Манхэттена с требованиями равной оплаты меж мужиками и дамами, наилучших критерий труда, смены 16-часового рабочего денька на 10-часовой, также избирательного права для дам.

Принято считать, что конкретно марш послужил примером для всех других дам биться за свои права. После, в мире были вспышки демонстраций и забастовок суфражисток. Нередко митинги разгоняла милиция при помощи грязной ледяной воды. Некие из участниц были уволены, арестованы и даже подвергались репрессиям, но это уже не могло приостановить женское движение по всему миру – спустя какое-то время демонстрации повторялись.

1910 год. Конкретно 8 марта на форуме дам в Копенгагене германские феминистки  Клара Цеткин и Роза Люксенбург призвали организовать 8 марта «Международным деньком солидарности дам за свои права». Имелось в виду, что в сей день по всему миру будут проходить демонстрации, где будут уделять свое внимание на равные права для дам (право голоса, равная оплата труда).

С того времени эмансипированное движение раз в год в этом денек выходило с плакатами на улицы и проводило масштабные митинги, нередко костюмированные, обращая внимание на те либо другие трудности. Таким макаром, праздничек укрепился в мире, в том числе и на местности СССР. И, если веровать истории, до 1970-х годов примерное так и было. Что вышло позже и как в нашей стране появились все эти стереотипы о женственности, семейном очаге и замужестве, как главном счастье, почему марши поменяли на конфеты и цветочки – история умалчивает. Что-то точно пошло не так – или дамы выдохлись и утомились биться за свои права, или жить им вправду стало так отлично, что борьба стала ненадобной. Такие для себя версии, правда? Нам же кажется, что всему виной последовавшие действия – разрушение Русского союза, крах коммунизма, перестройка и дефолты – все это долгие и длительные годы принуждало дам заниматься не борьбой за свои права, а очевидным выживанием.

И вот, когда вопрос выживания хоть малость закрыт – настало время возвратиться к борьбе. Тем паче, что за последний год феминистическое движение в мире обрело неслыханную силу: возникновение
феминистических мужских организаций
, разоблачение
Харви Вайнштейна
и других, непременное упоминание значимости дамских прав на Оскарах и других мероприятиях, возникновение
женщин-супергероев
в фильмах, да что там –
феминизм окрестили «словом 2017 года»
. Сейчас мы вправду можем воздействовать на свою судьбу и должны это сделать. И нам не надо даровать цветки и утюги, вожделеть быть прекрасными и женственными в сей день. Можно ли вообщем вожделеть даме «найти собственного принца», «быть красивой» и «женственной» в денек борьбы за ее права? Сей день следует провести по-другому. Рассказываем, как.

Как отмечают 8 марта украинские феминистки?

Нина Потарская

директорка центра соц и трудовых исследовательских работ,  консультантка интернациональной женской лиги за мир и свободу

Для меня это не праздничек, хотя, непременно, за последние 100 лет жизнь дам очень поменялась в наилучшую сторону, и уже есть что праздновать. Но я еще далека до состояния праздничка, так как в наши деньки продолжают происходить жуткие вещи: 600 дам за прошедший год погибли от домашнего насилия, дамы пенсионерки еле сводят концы с концами, пособие по уходу за ребенком и маленький доход делают даму бесправной и зависимой в собственной семье. Потому, последние семь лет я сей день провожу на маршах за права дам. Может быть, в этом году стоит отпраздновать к тому же то, что с каждым годом нас, феминисток, больше.

Надеюсь, что в последнее время в школах и детских садах закончат продвигать цветочно-конфетную бессмысленность и возвратиться к истокам этого денька. С детками будут гласить в сей день не про весну, красоту и любовь, а о том, что девченки могут быть самостоятельными, самодостаточными и не позволять себя притеснять.

Уже много лет говорю в сей день о правах дам, хотя не могу не замечать, как сначала марта с особенным энтузиазмом работают маркетологи и «продажники», предлагая то кастрюлю, то утюг, то золото. Наверняка, это принципиальный денек в сфере торговли, но стоит также держать в голове, что конкретно в этой сфере задействованы по большей части дамы – на критериях полулегальной и незаконной занятости с гибкими графиками без больничных и оплачиваемых отпусков.

Алена Ляшева

социологиня, исследоватедьница городской проблематики

Хотя 8 марта издавна ассоциируется с «женственностью», «красотой», «цветами», более того, пожеланиями быть «покорной» и «найти свою половинку» – это денек борьбы за равноправие. И как сначала ХХ века, когда дамы в первый раз выходили заявить о для себя, как о политических и соц субъектах, так и на данный момент, тема равноправия является животрепещущей. А конкретно в сей день я хожу на демонстрации, где бы я не была. Например, мне очень запомнился марш в Мадриде – я там обучалась в 2015 году. Во-1-х, запомнился массовостью, улицы центра были перекрыты целый денек. Во-2-х, тем, что там были очень различные дамы и мужчины, различных политических взглядов, соц позиций, испанки и мигрантки, юные и старые, так же там было много животных (испанки обожают собак). Тот марш был и борьбой, и огромным праздничком. Думаю, это верный подход – демонстрировать, что мы боремся, но не ненавидя, а любя и радуясь.

Ира Выртосу

журналистка Центра инфы по правам человека  

Малеханькой девченкой и позднее ребенком для меня 8 марта был праздничком матери, Денек весны, красы, цветов. Мальчишки даровали цветочки и какие-то игрушки, на которые сбрасывались их предки. А перед этим мы, девченки, поздравляли одноклассников с 23 февраля. Еще даже шутили по этому поводу – как дорогой подарок, и какому мальчугану подаришь, таковой же жди взамен. Существенно позднее я выяснила, что исторически 8 марта и праздничек весны так далеки друг от друга, как красноватое и теплое. Что это только тот денек, когда можно вслух и звучно сказать о правах дамы, о дискриминации, которую она испытывает в различных сферах – политической, экономической, образовательной, о недопустимости домашнего насилия, о сексапильной свободе и прочее. Для меня тогда слово «солидарность» обрело собственный реальный глубочайший смысл – поддержка дамами друг дружку, видимость дам, их ценность. Потому этот «праздник» нуждается не столько в так именуемой декоммунизации, сколько в необходимости возвратить ему историческую ценность. Гласить о равенстве, способности быть избранным на выборах, занимать руководящую должность, не быть униженной в рекламе, имея ту же самую квалификацию и опыт работы, получать зарплату вровень с мужиками, делить заботу о семье и ведение домашнего хозяйства с мужиком, который рядом. И выходной – не для того, чтоб выспаться (что тоже принципиально), приготовить праздничную курицу для всей семьи, а позже супруг либо отпрыск показательно промоет посуду. Можно, к примеру, выйти на Марш, который обычно организовывают в Киеве разные феминистические организации, дамские общества. Либо же прослушать, если пропустила, классное
выступление Фрэнсис Макдорманд
либо же
Опры Уинфри
о силе дамы и ее достижениях. В конце концов, предназначить сей день для себя, настоящей, а не догонять, что не успела в «обычный» денек.

Наверняка, часто встречающийся миф – то, что у дам на весь год единственный денек, когда ей можно даровать подарки, цветочки и гласить комплименты. Что даже этот «праздник» размельчал на самом деле: когда мужчины в панике приобретают необоснованно дорогие цветки и шутят «женщина, твой денек – восьмое марта». Я бы не желала, чтоб меня поздравляли с таким деньком. Мне охото чувствовать себя ценной и равноправной партнершей каждый денек.

Оксана Дутчак

исследовательница, социолог, Центр соц и трудовых исследовательских работ

К огорчению, 8 марта сейчас в Украине потеряло большая часть начального смысла – денька солидарности дам в борьбе за равенство. Естественно, есть определенное количество людей, которые воспринимают его конкретно так, но для большинства – это «совковый» праздничек, праздничек «женственности», и т.д.. Вот это и необходимо поменять. Необходимо подымать вопросы гендерного неравенства, за пределами равенства на бумаге (которое у нас есть). Необходимо, сначала, подымать вопросы структур социально-экономического неравенства, также стереотипов, которые совместно и приводят к неравному рассредотачиванию репродуктивного труда – всего неоплачиваемого труда в рамках семьи (готовка, уборка, забота о детях, людях с инвалидностью, людях преклонного возраста). А уже неравное рассредотачивание репродуктивного труда, в большой степени, и ведет к остальному неравенству – разрыву в оплате труда, «стеклянному потолку», экономической зависимости, нехватке политического консульства.

Пример необходимо брать с хоть какой страны, где этот марш собирает хотя бы десяток тыщ людей. Но это пример в вакууме, ведь у нас собственный контекст и история развития феминистического движения. Конечно, хотелось бы, чтоб в один денек у нас на дамский марш вышло 10-ки тыщ. Но для этого нужно, чтоб повестка марша могла хотя бы как-нибудь существенно поставить под колебание доминирующий ограниченный дискурс. Другими словами, это вопрос не 1-го года.

Оксана Павленко

главный редактор веб-сайта The Devochki

С каждым годом в Украине изменяется отношение к восьмому марта. Становится больше площадок, которые молвят о том, что восьмое марта – это денек о правах дам. Естественно, нельзя сказать, что все глобально поменялось. Есть с чем работать и куда двигаться. Но даже если ассоциировать с прошедшим годом, разница потрясающая. В этом году пройдет несколько дамских маршей по Украине, медиа готовят к 8 марта тексты и проекты о феминизме, выходят классные книжки о женщинах, запускаются новые инициативы. Круто жить в эру перемен и быть их частью.

spacer

Комментарии:

Оставить комментарий